14.08.2006:
Давно мне не приходилось видеть такого – неподдельной радости и всеобщего единения людей, какие я увидел в Саранске. Скорее, не увидел – почувствовал, и не нужно было приставать к друзьям и знакомым, чтобы убедиться в своей правоте. Все в один голос говорили – здесь хорошо, наконец-то в гостях лучше, чем дома, наконец-то воочию можно убедиться, что большое количество людей может быть одной семьей и честно, без какого-то лукавства, радоваться общему событию, как своему, потаенно личному. 5-6 августа в столице Мордовии отмечали тысячелетие вхождения мордовского народа в состав России и пятилетие канонизации великого русского флотоводца Федора Ушакова. Наверное, все не само собой это сложилось – мордовские племена побратались с православной Русью, которую верой и правдой защищал Ушаков. Родом он из ярославских земель, а в Саранске его постоянно называли земляком. Называли, гордились, славили и прославляли. Канун
Право дело, как тут было не растеряться, когда в центре Саранска, по приезду, мы увидели огромное число людей, идущих в одну сторону с вениками, совками, щетками для машин. Идут поодиночке и семьями, не в спортивных костюмчиках, как на субботник, а нарядные, как на праздник. - Куда это вы? – останавливали мы прохожих. И получали: - Вы в гости к нам? Обустроитесь, присоединяйтесь. Маленькие людские ручейки стекались в одно русло, и живая трудолюбивая река текла на центральную площадь города, на которой через день должен освящаться только что построенный Кафедральный собор в честь святого и праведного воина Феодора. И без того чистый, ухоженный, прибранный, как дом перед пасхой, Саранск собрал своих жителей на теперь уже главную соборную площадь, чтобы еще раз, всенародно, оценить красоту и навести окончательный порядок. Сопредседатель Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев не скрывал волнения и слез: - Такого в последнее время мне нигде не приходилось видеть. Может, вас заставили выйти? С таким некорректным вопросом приставал я к людям, а они не понимали подвоха: - Кто заставлял? Мы сами так захотели. Городок наш маленький, идея родилась сама по себе, всех она и облетела. А что – вам что-то не нравится? И без того широкая, просторная площадь благодарно принимала людскую заботу – становилась чище, красивее, подчеркивая важность близкого праздника. Еще только белизной стен и колонн, голубизной фронтонов и золотом куполов величественно приковывает к себе взгляды Кафедральный собор. Он еще не намолен, но он живой уже, но он уже впитал в себя теплоту и радость саранцев, приехавших со всего белого света гостей, и создается впечатление, что вот сколько стоит Саранск на земле, столько лет и греет людей собор. По обе стороны от собора скрытые полотнищем фигуры памятников: с одной стороны памятник Патриарху Никону, с другой – флотоводцу Ушакову. Оба – святые, оба – земляки. Первый родился и вырос в небольшой мордовской деревушке и стал предстоятелем Русской Церкви. Другой – закончил земную жизнь в недалеком Санаксарском монастыре и был флотоводцем-пастырем Государства Российского. А на утро все жители Саранска во главе с руководителем Республики Мордовия Николаем Меркушкиным встречали главного гостя торжеств –Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II . Не было в этой встрече помпезности, вычурной отдаленности больших людей от малых. Яркий солнечный день только отчетливее высветил народное единение в происходящем неординарном событии. Все обратили внимание на то, что не строй охранников и милиционеров встретил Святейшего, а милый для сердца и взгляда ряд стройных мордовок в изумительных по красоте и особенности национальных костюмах. Не протокольные цветы дарились Патриарху, а саранцы спокойно и естественно подходили к нему и преподносили букетики нехитрых садовых и полевых цветов. И было это не суетливо, спокойно, степенно. Радостно. Пайгармская любовь
Мне впервые пришлось быть в саранской стороне. Мне впервые пришлось быть на выезде в составе отличной делегации, которая одновременно представляла и Союз писателей России, и Всемирный Русский Народный Собор. Мудрый Сергей Котькало, умница и красавица Марина Ганичева, великолепный писатель-историк Сергей Перевезенцев, искрометная и неудержимая в эмоциях Галина Аксенова. Это они мне, первокласснику в истории Отечества, всю дорогу от Саранска до Рузаевки рассказывали, как возник Параскево-Вознесенский монастырь, что расположен около села Пайгарма, какие не лучшие времена пережил он, какая воинская часть в нем стояла до недавнего времени, и как он воскрес десять лет назад. Именно сюда, в женский монастырь, пригласили гостей саранских торжеств на богослужение, которое проведет сегодня Патриарх совместно с иерархами многих епархий. На высоком пригорке, окруженный многочисленными деревушками, среди дубравы красуется Пайгармский монастырь. Красуется не золотом, не великолепием церковных построек – милой и неброской чувствительностью, которая пробирает до самого сердца каждого, кто вступает на этот крутой косогор и попадает на территорию монастыря. Местные жители вместе с нами вступали за порог обители и уступали дорогу: сначала гости, а потом хозяева. Публика уже была не саранская: деревенские женщины и мужчины, по-деревенски празднично одетые, с детьми и внуками, с полевыми цветами в руках. Они впервые видели такое количество приезжих людей в своей стороне и потому не знали, как вести себя. А потом осваивались, подходили, рассказывали о себе и своих селах, о монастыре. Говорили о молодом солдате, который страдал хворобой и не мог ходить, и которому было видение: чтобы избавиться от недуга, построй храм, от него пойдет монастырь. Говорили о звенящих родниках, здесь же, под склоном, который излечивает многие болезни, а в первую очередь суставы. Говорили, что монастырь бедненький, ему еще восстанавливать и восстанавливать свое хозяйство, и местным жителям приходится помогать немногочисленным сестрам приводить все в порядок. Было время, и мы успели познакомиться с монастырем и территорией, к нему прилегающей. Не слукавлю, если скажу, что главный храм монастыря больше походит на сельскую церквушку. Здесь, как и везде по деревням в наших краях, больше белой и голубоватой краски и необыкновенный уют, который притягивает как глаз, так и сердце. Мы пили обжигающую воду из родника, умывались и успели посидеть на лавочке на берегу тихого пруда. Здесь нет человеческой давки, громких голосов – природа и ты, колокольный звон и твои мысли. Здесь все други друг другу. А больше всего поразили меня две старые мордовки в храме. Они стояли на ступеньке лестницы, ведущей к хорам. В цветастеньких халатах, в белых платочках, повязанных крест на крест, они стояли, кланялись во все стороны, всплескивали руками, прикладывали руки к сердцу, молились и плакали, а чаще улыбались. Их глаза и улыбки красноречивее всего говорили о той радости, какую испытывали эти женщины от службы, ведущей Патриархом, от такого большого народа, от праздника, который коснулся православной души так радостно и щедро, как, может быть, никогда в жизни и не касался. Потом я это видел и чувствовал на торжествах в Саранске постоянно. Великое событие свершается в Саранске
Такими словами начал свое выступление на международной конференции, посвященной Ф.Ф.Ушакову, председатель правления Союза писателей России, профессор Валерий Ганичев. Валерий Николаевич представлял еще и Всемирный Русский Народный Собор на торжествах в Саранске. Это именно тот человек, с которого началась возрождаться не столько слава, сколько память в России о прославленном флотоводце. Он стоял у истоков идеи канонизации Ушакова как великого православного святого и посвятил этому несколько лет своей творческой жизни. Потому во время проведения многочисленных мероприятий ему пришлось выслушать множество похвальных речей в свой адрес. И заслуженно. - Пять лет назад, - сказал на конференции Валерий Ганичев, - произошло прославление святого Русской Православной Церкви адмирала Федора Ушакова. Абсолютное большинство православных людей, как и всх граждан, встретило это решение с радостью и восторгом, ведь для многих из них Федор Ушаков – историческая личность. Особую славу ему принесла Великая Отечественная война, когда были вызваны из глубин истории в помощь истекающей кровью стране ее герои, ее богатыри, ее подвижники. Вспомните, в ноябре 1941 года, когда враг был в сорока километрах от столицы и никаких резервов у Верховного Главнокомандования не оставалось, оно обратилось к историческим духовным стратегическим резервам России. В числе тех великих предков, которые должны были вдохновлять воинов, уходящих с Красной площади в бой, были названы святые князья России: Александр Невский и Дмитрий Донской, ее бессеребряные патриоты Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ее победоносные полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. Позднее в этот сонм исторических покравителей армии, народа вошли два великих флотоводца – Федор Ушаков и Павел Нихимов, чьи лики были на орденах, которые вручали героям Великой Отечественной войны. Да, наш народ знал Федора Ушакова как великого флотоводца, Во время и после войны, когда еще пытались сохранить связь времен, вышло немало книг, брошюр и фильмов, в которых описывались его победы, деятельность по созданию Черноморского флота, операции по взятию крепости Корфу, так что его военный подвиг был ясен. Но прошло прославление – и некоторая часть людей, военных моряков с удивлением и даже непониманием вопрошала: «В чем святость адмирала?» Когда я обратился в 2001 году, накануне прославления Федора Ушакова, к Святейшему Патриарху о том, какое место в ряду русских святых будет занимать святой праведный Федор Ушаков, Святейший ответил: «Личность Федора Ушакова неразрывна связана с историей русских ратных свершений, с историей нашей государственности. Врервые в святцах появится имя человека, служившего на русском военном флоте, к которому в молитве будут отращаться воины-моряки. Для церкви он был не только военачальником. Главным основанием для его канонизации стало то, что Федор Ушаков, находясь по долгу службы в самой гуще боев, смог одновременно явить образ истинного христианина и не раз жертвовал собой ради спасения ближних. Последние годы он провел вблизи Санаксарского монастыря. Сохранились многочисленные свидетельства о праведной, наполненной христианскими подвигами судьбе этого великого сына России. Действительно, Русский флот во времена Ушакова вышел на просторы мировых океанов,он мог сделать столь существенный, поистине гигансткий вклад в выработку океанического мышления на флоте и, в целом, у нации. Именно с Ушаковым пришло в Россию всеохавтывающее стратегически морское, державное мышление. …Не будем забывать, что морские служители, в основном, приходили из крепостных крестьян. Конечно, для дворянского офицера флота России, они были низшим сословием, даже нижайшим, и взывать к флотскому служению, пониманию обязанностей моряка зачастую могло только наказание, «розговое наущение». Ушаков шел по другому пути, он опирался на православное общинное мировосприятие русских моряков. Для Ушакова моряки были не только родные дети, они были братья во Христе. Поэтому он пекся о том, чтобы они понимали, что воюют за Отечество, служат царю и молятся Богу. Валерий Ганичев особо подчеркнул значимость возведения в Саранске Кафедрального собора в честь святого праведного Федора Ушакова. С ним согласились Михаил Ненашев, председатель Общероссийского движения поддержки флота, Владимир Казарин, первый заместитель главы города Севастополя, профессор из Болгарии Андрей Пантев, профессор Афинского университета Елена Стериопулу и многие, кто приехал на торжества в Саранск и принял участие в соборно-ушаковских чтениях. Кто в море не ходил, тот богу не молился
Многие из нас помнят, как пять лет назад ярким августовским днем проходило прославление Федора Ушакова в Санаксарском мужском монастыре. Торжества по этому случаю проводил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По прошествии пяти лет мы спросили владыку, как же сегодня оценивается моряками факт канонизации воина Феодора. - Калиниградско-Смоленская епархия расположена на крайнем западном рубеже Отечества, где также базируется Балтийский флот. Когда икона святого правденого воина Феодора Ушакова с частицей его мощей была принесена в Балтийск, казалось, что сам адмирал принимает парад наследников славы русского оружия. Полагаю, что прикосновение к подобной святыне военных моряков должно было оказать на них самое благотворное воздействие. Значение великих исторических примеров ратных подвигов предков для морального состояния армии принимали даже большевики, которые в судьбоносные дни битвы не на жизнь, а на смерть с гитлеровскими полчащами вспоминали славные имена святых. Воспитательное воздействие на потомков, пример святого жития – это весьма немаловажное, но далеко не единственное последствие канонизации. Однако в случае военных моряков и в нынешних исторических обстоятельствах роль этого фактора, на мой взгляд, возрастает чрезвычайно. Речь идет не только о выдающемся флотоводце, славе России, но и о человек высокой, праведной жизни, истинном христианине. Ясно без слов, насколько важен для молодого воина в современной российской армии и на флоте опыт духовного соприкосновения с подобной личностью. На флоте говорят: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Ныне у российских военных моряков есть свой ходатай и предстатель пред Престолом Божиим, и мне известно, с каким искренним и теплым чувством российские матросы и офицеры, в том числе и неправославные, обращаются к помощи святого воина Федора Ушакова. - Что бы не помешало дальнейшему патриотическому воспитанию на примере легендарной святой личности? - Полагал бы весьма полезной, наряду с уже имеющими место инициативами, организацию в память о нашем великом соотечественнике различных акций добрых дел. Это могли бы быть не только дела благотворительности и милосердия, но и, например, паломничества, военно-исторические лагеря для школьников и студентов, состязания по военно-спортивным дисциплинам, участие в восстановлении храмов. Можно и нужно многое придумать для популяризации духовного наследия святого Феодора, ведь история – материя живая. Относится это и к истории русской святости. А размышления о замечательной личности и удивительной судьбе Ушакова поведут нас далее. Мордовия умеет хранить традиции
В два часа ночи перед освящением Кафедрального собора, казалось, в Саранске никто не спал. Тихая погода, какое-то необыкновенно приподнятое настроение вели людей, как приезжих, так и местных жителей, на ярко освещенные улицы и центральную площадь. На фоне сияющего храма по-другому смотрятся привычные для глаз монумент матери-родины, стеллы с именами павших за свободу и независимость мордовских сыновей и дочерей. Струятся фонтаны, тихо и задушевно поет песни свадьба на противоположном берегу речки Инсар. И как бы не крепилась погода, удерживая накануне яркое солнце, под утро пошел дождь – то тихий и мелкий, то шумный и настоящими потоками. Но непогода не сдержала дома саранцев – все пришли к храму. Рано утром началось его освящение. Мелочами оказались «исходные» данные собора – и то, что это самый большой храм в Поволжье, и то, что высота его 63 метра, и то, что внутри находилось три с половиной тысячи человек, и каждый чувствовал себя там свободно. Заметным был тот факт, что около храма стояли многие тысячи жителей Мордовии и наблюдали службу через установленные на площади телевизионные экраны. Люди молились, смотрели и улыбались, а еще ждали от гостей благодарностей за праздник, за приветливый город и необыкновенно душевный. И никто не забывал поблагодарить за это саранцев, а еще за то, что на торжествах в Саранске каждому были и честь, и место. А еще была память о России, уважение к великим предкам и безграничная любовь к ближнему. |