Начало городу Сергиев Посад положил крупнейший в России Троицкий монастырь, основателем которого был Преподобный Сергий Радонежский. В честь Преподобного Сергия город получил свое первоначальное название. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. стал Загорском в честь революционера В. М. Загорского. В 1991 г. городу возвращено историческое название. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) вместе со своим братом Стефаном отправился искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они многие леса и, наконец, пришли в одно пустынное место, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и небольшую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и покинул брата. А Варфоломей принял постриг и был окрещен Сергием. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. А Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево. Во времена освобождения от монголо-татарского ига монастырь сыграл важную роль в судьбе русского государства. В 1380 году в Троице-Сергиевом монастыре было благословлено войско князя Дмитрия Донского. И 8 сентября состоялась Куликовская битва, начавшаяся с поединка Пересвета (троицкого монаха) и Челубея (монгольского богатыря Темир-Мурзы). Бой завершился первой крупной победой русских в борьбе с Золотой Ордой. После битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь помянуть погибших. Однако в 1408 году татары захватили и сожгли монастырь. Но уже в 1411 монастырь был отстроен и двести лет мирно развивался. Во главе монастыря уже не было Сергия Радонежского. После его смерти в 1422 году он был причислен к лику святых. Троице-Сергиев монастырь, как и положено религиозному центру, стал крупнейшим землевладельцем во всей России. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Также разворачивалось строительство внутри монастыря. В 1742 г. в стенах монастыря открылась духовная семинария. А в 1744 г. монастырь получает титул Лавры. Глава Русской Православной церкви Митрополит Московский становится священноархимандритом Лавры. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 г. слободам и селам был присвоен статус посада и название "Сергиевский". Капитальное строительство в городе вела в основном Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д. В 1792 г. был принят план регулярной застройки города. Строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. Большинство его жителей занималось обслуживанием паломников, промышляли торговлей, пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. В связи с большим спросом паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д. Недаром Сергиев Посад называли и "столицей потешного царства". Наибольшую популярность здесь завоевала сергиевская игрушка. Сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам. Купить игрушку у стен Лавры - значит совершить богоугодное дело. Ведь монастырь не отставал от местных промышленников. Монахи в XIX веке развивали широкую хозяйственную деятельность: были созданы собственные предприятия - кирпичный завод, бумажные фабрики, типография. Эти заведения сдавались в аренду или обслуживались наемными рабочими. В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов Советское правительство принимает решение закрыть ее. В 1919 были кощунственно вскрыты мощи Преподобного Сергия Радонежского. В 1920 г. на территории монастыря открылся музей. В 1946 г. Сталин все-таки разрешает открыть Лавру и духовные учебные заведения. С этого момента Троице-Сергиева Лавра - крупнейший действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. В 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре, в Трапезной палате проходили заседания Поместного собора Русской Православной церкви, приуроченные к празднованиям 1000-летия крещения Руси Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV-XIX веков лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное пособие по истории русского зодчества, музей под открытым небом. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время Сергиев Посад - крупнейший административный, промышленный, культурный и туристический центр Подмосковья, жемчужина "Золотого Кольца". Удобное месторасположение города на транспортных артериях, соединяющих регионы России с Москвой, прекрасное автомобильное и железнодорожное сообщение способствуют развитию города и района. Здесь с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры у подножия холма, "на Подоле" расположены самые древние церкви Сергиева Посада - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. Художественный Педагогический Музей Игрушки основан в 1918 г. В Сергиевом Посаде находятся НИИ игрушки и единственный в стране колледж игрушки. Вместе с музеем игрушки этот необычный комплекс сохраняет за городом славу "столицы потешного царства". Именно здесь родилась известная во всем мире русская матрешка. Одиннадцать километров отделяют Сергиев Посад от города Хотьково, расположенного на реке Паже. Основная летопись города началась с появления здесь в 1308 году древнейшего в Подмосковье Покровского Хотькова монастыря. Согласно Житию Преподобного Сергия Радонежского, здесь принял монашеское пострижение брат Преподобного, Стефан, здесь же были погребены их родители - ростовские бояре Кирилл и Мария. Поначалу он существовал как обитель смешанного типа для проживания здесь и мужчин, и женщин. Позже в 1544 г. Покровский монастырь царской грамотой был передан под управление Троице-Сергиева монастыря и превращен в девичий. Указом Петра I в обитель были приглашены мастерицы кружевного и золотошвейного дела из Голландии, которые обучали этим искусствам здешних монахинь. Поэтому все богомольцы, шедшие в Троицу, старались приобрести кружево или искусно вышитый платок. Сейчас монастырь представляют постройки XVIII-XIX веков. Главные из них - Покровский собор (1811-1816) и Никольский храм (1899-1904 ). С именем Преподобного Сергия Радонежского связано поселение Радонеж. Здесь, будучи отроком , Преподобный Сергий жил вместе с родителями. Радонеж возник на реке Паже примерно в XI веке Первым его князем был Андрей Владимирович, сын знаменитого сподвижника Дмитрия Донского в Куликовской битве Владимира Храброго. При Андрее Владимировиче Радонеж стал столицей небольшого удельного княжества, защищавшего Москву с севера. К этому времени Радонеж из села превращается в город. В ходе событий "смутного времени" Радонеж запустел. Царским указом он был пожалован в 1616 г. Троицкому монастырю, который переселил на территорию Радонежа крестьян из других своих вотчин. Возродилось поселение с названием Городок. Рядом с Преображенским храмом (1836-1842 гг.), построенным на средства прихожан, в 1988 г. установлен памятник Преподобному Сергию. У подножия лежит камень с надписью "Сергию Радонежскому благодарная Россия". В 1989 г. селу Городок возвращено древнее название Радонеж. Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева лавра - центр паломничества в России, главная достопримечательность города Загорска. Она выросла в 1345 г.из небольшого мужского монастыря, который основал на горе Маковец Сергий Радонежский. Монастырь был основан в 30-х-40-х годах XIV века на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре произошла перестройка всей обители: монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой - прямоугольник келий, внутри которого - церковь и трапезная. Интересно, что эту планировку монастырь сохранил до наших дней. Здесь Иван Грозный получил в монастыре крещение. В годы правления Великого царя придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня. При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений. В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны. С 1919 по 1946 гг. монастырь был закрыт. Храмы были изъяты из ведения монастыря, монахи разогнаны или репрессированы. На рубеже веков Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Неподалеку от Лавры находится источник имени Сергия Радонежского. Говорят, что рядом с этим источником Преподобный Сергий поднимался в небо во время молитв, но умолял паломников, пришедших просить благословения у него, никому ничего не рассказывать о чуде. Сейчас на этом месте находится небольшая часовня и банный сруб, в котором люди омываются чудотворной водой. Целебную воду также набирают в банки и канистры. Несмотря на то, что каждый день в Лавре больше туристов, чем монахов, местные жители недолюбливают массовые скопления людей. Мужской монастырь закрыт для посещения, а Ильинская церковь, которую построил Иван Грозный в благодарность за поддержку Лавры в Смутные времена, посещается совсем не так часто, как Успенский храм или смотровая площадка. Памятники архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.
|