Главная
Городская власть
Официальные документы
Внешняя деятельность
Наш город

г.Саров, официальный информационно-справочный сайт
www.sarov.nnov.ruВы просматриваете неофициальную копию закрытого сайта.
НОВОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новости губернии
Городские новости
Выступления и интервью
Единый информационный день
СМИ о Сарове
Доска объявлений
ИНФОРМАЦИЯ
План работы думы
План мероприятий Главы города и его заместителей
Выборы-2010
Муниципальный заказ
Публичные слушания
Межведомственная комиссия
Муниципальная служба
Противодействие коррупции
Обращения к Главе города
Результаты проверок
ОПРОС ГОРОЖАН
"Моя милиция меня бережет". Вы согласны с этой крылатой фразой?
Нет 69.9%
Да 16.9%
Не знаю, что ответить 13.3%
Всего голосов: 83
РАЗНОЕ
Саровский отдел Росрегистрации
О сайте
Архив
КОНТАКТЫ
Городская дума, г. Саров
Адрес: 607188, г.Саров Нижегородской области, пр. Ленина, 20а.
Телефон: (83130) 9-77-73
ПОИСК

На сайте
В интернете
ССЫЛКИ
ЗАТО г.Саров:
РФЯЦ-ВНИИЭФ
Администрация г. Сарова
Экологический сайт г. Сарова
Департамент по делам молодежи и спорта
УВД


Сайты городов ЗАТО:
г. Железногорск, Красноярский край
г. Заречный, Пензенская область
г. Зеленогорск, Красноярский край
г. Лесной, Свердловская обл.
г. Новоуральск, Свердловская обл.
г. Озерск, Челябинская область
г. Северск, Томская обл.
г. Снежинск, Челябинская обл.
г. Трехгорный, Челябинская обл.


Областная власть:





Информационный портал государственных и муниципальных услуг
300 ЛЕТ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ

19.07.2006: 
Восстанавливают монастырь, прославившийся именем Серафима Саровского

Считается, что летнее заседание Священного Синода предваряет День памяти преподобного Сергия Радонежского. Но вполне уместно говорить и о том, что встреча иерархов Русской Православной Церкви предваряет торжества, посвященные Серафиму Саровскому, приуроченные в церковном календаре к 1 августа. Тем более что в этом году, накануне празднования 300-летия Саровской пустыни, прославившейся через этого великого святого, Синод принял решение удовлетворить прошение архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия "о благословении на открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области".

Как свидетельствует запись в 61-м журнале, Священный Синод постановил "благословить открытие" пяти монастырей: Свято-Успенского, Свято-Александровского мужского монастыря в Суздале, мужского монастыря в честь Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, в городе Черепаново Новосибирской области и двух женских обителей - Свято-Троицкой Творожковской в селе Финева Гора в и Спасо-Казанской в городе Острове. Однако, накануне торжеств, посвященных 300-летию Саровской пустыни, самым значимым можно считать именно разрешение на "открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни" в самом засекреченном и самом известном городе физиков-ядерщиков - Сарове, известном под названием "Арзамас-16".

Надо отметить, что речь не идет о том, что в ближайшее время город, где была создана первая советская ядерная бомба, а ученые по-прежнему работают над секретными проектами, равно как и открывающийся монастырь, станут доступными для паломников или даже для желающих уйти в монашество. Такое решение поддерживает и глава РПЦ - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, уже высказавшийся за сохранение статуса закрытого административно-территориального образования города Саров Нижегородской области, и против создания в городе общедоступного монастыря. Напомним, что Патриарх заявил об этом 13 апреля на встрече с полпредом президента в ПФО Александром Коноваловым, губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

"Надо успокоить тех, кто волнуется, что паломнические ворота Арзамаса-16 будут открыты. Саров является режимным объектом, таким он и должен оставаться. В этом городе достаточно тех, кто может принять монашество, и расширять их число не следует", - сказал Патриарх. Тогда Алексия II поддержал Александр Коновалов, отметив, что "история Православия знает разные монастыри. Вы совершенно правы с идеей о возрождении монашества в Сарове. Я думаю, что у нас есть возможность найти компромисс: сохранить режимный статус города, статус закрытого административно-территориального образования и при этом в городе будет свой небольшой монастырь".

Больше того, уже существует примерная договоренность о количественных "рамках" насельников пустыни. Так, даже до формального открытия, в Саровском монастыре некоторое время уже проживали два монаха. По словам Патриарха Алексия II, "если добавятся еще три, это будет очень хорошо, но монастырь для широкого круга верующих открыт не будет". Таким образом, будет сохранен нейтралитет между Русской Православной Церковью и Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики Сарова. Тем более, что несмотря на неоднократные заявления директора института Радия Илькаева о благосклонном отношении к возрождению пустыни, далеко не все ученые хотели бы, чтобы их город стал общедоступным местом.

Общежительный монастырь Саровская Успенская пустынь расположен на месте татарского городка Сараклыч, или Саракнич. После взятия Казани Иоанном Грозным, Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться "Старым Городищем". В XVI веке здесь появляются отдельные пустынножители, но имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах Саровских лесов, остались неизвестны. Основание пустыни, как монастыря, положено иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном) в 1705 г. Вселившись в Саров, он, с разрешения местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, построил для пустынников деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник" и ввел устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание другой церкви, каменной, во имя Успения Божией Матери.

Все здания монастыря были каменными. Громадные двухэтажные корпуса, назначенные для братских келий, располагались между четырьмя угловыми башнями, служа вместо каменной ограды, причем южный и северный фасады почти висели над обрывом. Над главными западными воротами возвышалась величественная колокольня.

Из храмов обители, прежде всего, обращал на себя внимание пятиглавый храм Живоносного Источника. За храмом Живоносного Источника находился еще более величественный главный храм пустыни Успенский собор, в котором находилась главная святыня пустыни - мощи преподобного Серафима. Октябрьский переворот 1917 года положил конец мирной жизни монахов. В 1918 году земли монастыря национализировали, началась конфискация церковных ценностей. Были вскрыты, а затем вывезены мощи Серафима Саровского. Вокруг монастыря возник поселок. Для сохранения своего хозяйства монахи хотели, чтобы их официально признали трудовой артелью, и представили властям проект ее устава, имевший, кстати, большое сходство с уставом общежительным монастырским, но получили отказ.

В 1927 году Саровская пустынь была окончательно закрыта. В 1928 году в Саровском монастыре организовали колонию для беспризорников. Монастырское имущество было окончательно растаскано и загублено. Так, однажды зимой содержащиеся в колонии подростки сильно замерзли и, чтобы согреться, забрались в ризницу Успенского собора, поискать что-нибудь из монашеского одеяния. Нацепив рясы, беспризорники вышли из храма. Увидев большую группу монахов, которой неоткуда было взяться в монастыре зимней ночью, охранники восприняли это как "знамение свыше", пали на колени и начали усердно молиться. Но через несколько лет колонию для беспризорных упразднили, на ее месте в Сарове возник небольшой механический завод. Во время войны завод выпускал корпуса снарядов для гвардейских минометов - "Катюш".

Когда весной 1946 года искали удобное место под будущий ядерный центр, в пользу Сарова сказалось и наличие механического завода, и построенная колонистами узкоколейка, и дремучие саровские леса, в которых к тому времени был организован Мордовский заповедник. В 1948 году периметр объекта был обнесен несколькими рядами колючей проволоки, и святые места сделались недоступными для верующих. В это же время была взорвана большая часть церквей, монастырские здания были окончательно переделаны под хозяйственные нужды.

Сейчас места, связанные с именем преподобного Серафима Саровского, опять привлекают внимание православных. Саровская пустынь просуществовала недолго - около 200 лет, но ее история оставила великих подвижников и старцев: Назария, Дорофея, Иллариона, Матфея, Александра, Марка и, безусловно, одного из самых почитаемых всем православным миром - преподобного Серафима Саровского.

Мария Свешникова


 
 © 2005–2011. При перепечатке ссылка обязательна. Дизайн разработан группой компаний "2 Аякса", Саров.