19.07.2006: Общество "САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ": Саровские подземелья – новые открытия и новые загадки
Христианство на заре своего возникновения, из-за притеснения официальными властями, вынуждено было отправлять свои богослужения в пещерах - катакомбах. Как бы в напоминание о тех временах во многих православных монастырях древней Руси существовали подземелья, использовавшиеся для различных целей, зачастую секретных. В официальных документах о Саровских подземельях информация была строго дозирована, что способствовало рождению различных мифов и легенд. Тем более, что в период своего расцвета - конец Х1Х - начало ХХ веков - Саровский монастырь смог так обустроить весь свой подземный комплекс, что по ним можно было водить любопытных паломников, для повышения интереса которых, сами монашествующие запустили в оборот легенду о том, что эти ходы были ископаны еще жителями мифического города Сараклыч, в незапамятные времена.
На самом же деле все документы архива Саровской обители говорят о том, что пещеры были сделаны, в качестве первоначального жилья, монахами пришедшими на берега рек Сатиса и Саровки. Вот как описывает монастырский послушник Афанасий Илларионович, в своей “Рукописи по истории монастыря”: “В лета 1691 года ... юный монах Иларион труждаяся на сем месте пришел в помышление ископати себе пещеру, и тем услаждашеся и нача копати и утрудися нападе на него сон тяжек и приинда в свою кущу возведен сном тяжким и быть ему сновидение. Яко бы он при пещерах Киевских Антония и Феодосия обретается и видит к себе грядуща архиерея Илариона в мантии держа посох и благослови его Илариона”.
Инок Илларион, “...под именем коего разуметь надобно первоначальника монаха Исаакия “ - чей псевдоним раскрыли более поздние монастырские летописцы, замыслил и начал копать пещеры якобы по благословению Киевского митрополита Иллариона.
Первая пещера была глубиною всего в две сажени. Работы по углублению и расширению подземных ходов были продолжены и, наконец , в официальной хронике за 1711 год читаем : “Марта в 16 день окончены им [т.е. -Первоначальником - В.С.] с братиею в полугоре пещеры, начатые вышесказанным монахом Иларионом 1691 года, которые доведены почти до половины монастыря, и по разным местам оных поделаны келии, в коих прежде сего живали и монахи; посередь оных сделана церковь Преподобных Отцов Антония и Феодосия и всех Киевопечерских чудотворцев, которая освящена тогож 1711 года по усердному желанию знаменитых благотворительниц к сей обители, Благоверных Царевен и Великих княжен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны” ].
Освящена церковь по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Внутреннее обустройство состоялось благодаря стараниям все тех же Великих княжен - сестер Петра 1, которые для отправления церковных служб по зимам, “...как говорит Первоначальник в своей сборной книге на листе 3-м в 1712 году 7-го февраля дали в церковь пещерную: Минеи месячные мелкие печати 12 книг на весь год, сосуды оловянные и ризы, и стихарь, и двои поручи, и покровцы и орарь... и денег двадцать рублев. Особо в пещерную церковь - иконы и царския двери со всем иконостасом украшенным живописным письмом. Кроме сих пожертвований в 1711 году апреля в 1 день Благоверная княжна Мария Алексеевна - чрез секретаря своего... пожертвовала 14 частей святых мощей разных угодников Киево-печерских, которые все исполнены тогда в тот самый крест, который найден был еще при монахе Герасиме” . В приведенном только что документе, факты представлены явно непоследовательно и надо заметить, что “иконы и царские двери со всем иконостасом” необходимо было доставить в пустынь и установить в пещерной церкви до ее освящения, в противном случае церемонию необходимо было повторить. Обряд полного освящения Пещерной церкви, то есть в присутствии высшего духовного начальства, по всей видимости, был выполнен только в 1780 году, в других случаях (а их, как оказалось, было несколько) проводилось “малое” освящение. В этом случае Антиминс освящался епископом в архиерейской церкви епархиального центра и привозился в Саровскую обитель специальным посланником, где обряд осуществлялся назначенным иеромонахом. По всей видимости Саровские летописцы постарались в описанном году совместить имена высоких благотворительниц, крупного церковного иерарха с происходившим событием, умолчав о более ранних, хотя для нас не менее важных фактах.
“Тогож 1709 году в феврале в 22 Указ из казенного приказу Саровской пустыни Строителю иеромонаху Исакию с братией о состроении и освящении той пустыни в пещерах церкви во имя Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских чудотворцев“ . То есть пещерная церковь была готова к использованию по своему прямому назначению уже в 1708 году или даже ранее, так как в 1711-м происходит, видимо, замена истлевших икон и самого иконостаса (или это был дипломатический ход Первоначальника?). Документ 1709 года был найден в архивном деле с описью Указов и грамот, изъятых из ризницы Успенского собора, при проведении следствия по делу 1734 года. Дальнейший анализ этой описи подарил еще одну находку - под номером “12” в сей описи значится: ”1728 г. апреля в 13-е Указ из казенного Приказу Саровской пустыни Строителю иеросхимонаху Иоанну о устроении и освящении в пещерах Церкви во имя Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских вновь, иконостаса и около престола и на престоле доски вместо древесных вновь из меди и железа и олова и о убрании иконами” . Налицо третий факт освящения церкви и, как увидим, не последний. Основная проблема - вентиляция подземных галерей не была решена: все деревянное устройство и живопись покрывались плесенью (особенно сильно в летнее время), железные составные части разъедались ржавчиной В тридцатых годах 18 века разрушительный процесс достиг своей критической отметки но делать очередной ремонт не было ни сил, ни средств.
В описи за 1739 год записано: ”Да в пещерах копаная из камня церковь.., в коей за ветхостию напрестольной одежды служба не совершается” . Тем не менее монашествующие используют подземные кельи для укрепления своего духа в дни Великого поста. По преданию рядом с пещерной церковью находилась келья Первоначальника, где он хранил свой гроб и над которым проводил долгие часы в молитве. В монастырской летописи записано, что для постоянного жительства пещеры никогда не использовались, по причине повышенной влажности и “... редкости воздуха” .
Но несмотря на неблагоприятные факторы инженерные работы, по всей видимости, продолжались и “... пещеры копались до 1800-х годов, об этом помнят и теперь [1875 г.- В.С.] старожилы” . Описания проводившихся работ нет, есть только некоторые факты, позволяющие сделать предположения. Во-первых, приблизительно в 1754 году на соборной площади около трапезного и больничного корпусов были выкопаны два колодца, глубина одного из них отмечена Афанасием Илларионовичем в “...в 9 сажен “ . Во-вторых, летом 1774 года передовые отряды Е. Пугачева подошли к г. Темникову и грозили нашествием на саму пустынь. В этот ответственный момент настоятель Ефрем отпустил всю молодую братию из стен обители, призвал к себе казначея и “... иеромонаха о. Иоакима, архитектора, строящего тогда ... Успенский собор, усоветовали лучшую ризницу, кресты, сосуды и части Святых мощей и прочие серебряные вещи спрятать в сокровенные и безопасные ... места” .
Видимо в 50-80-е годы при производстве крупных земляных работ на соборной площади было осуществлено сообщение с подземным комплексом с внутренней территории монастыря и приготовлены секретные сокровищницы. Для этих целей могли служить новые постройки, с глубоким заложением фундамента, либо колодцы, выполнявшие роль лифтовых шахт. Интересен факт: после прокладки водопровода в монастыре, на соборной площади не осталось следов бывших колодцев, тем не менее в подземных галереях существовал скрытый колодец, сохранившийся даже до 50 - х годов нашего столетия. Вот как описал его 10 лет тому назад старожил нашего города Валянский Валентин Федорович:
“Шахта располагалась на уровне пола и была огорожена ажурной металлической решеткой. Диаметр шахты около метра, выложена куполом и оштукатурена”. К сожалению этот колодец не удалось отыскать, вполне возможно, что он оказался засыпанным.
На плане подземелий, имеющем примерную датировку - начало Х1Х века, видна галерея уходящая на восток, вдоль современного проспекта Мира и упирающаяся в тупик. Но “восточное” направление подземных галерей имело свое продолжение. Настало время обнародовать слова м. Серафимы (в миру Софьи Александровны Булгаковой): “Пещеры были до самого источника. Водили немного, в 20-е годы, далее уже закрыто было. Пещер и хода до Дивеева не было.”
Долгие годы жила и живет легенда о подземном ходе до села Дивеева. Она очень интересна, записаны даже воспоминания жительницы села Жигалова Самаровой Прасковьи Федоровны, повествующие о таком подземном путешествии, но - взяв в разсуждение его длину 14 километров и две речные преграды - реки Сатис и Вичкинза - понимаешь, что даже чисто теоретически это трудновыполнимая задача. И, по всей видимости, за проход к с. Дивеево принималась “подземная тропа” до “Ближней пустынки”, о существовании которой найдены подтверждающие документы в Государственном Архиве Нижегородской Области. Где в служебной записке Горьковской Краевой проектной конторы, проводившей по заданию НКВД разведку возможности строительства водоканализационной системы в “Сарлаге”, дан перечень планов, где под №3 читаем: “...Ход к роднику купальни в м. 1:2000” . К сожалению, в недрах секретных ведомств план, в настоящий момент, найти не удалось.
Сопоставляя рассказ П.Ф. Самаровой с описаниями подземных хождений жительниц д. Балыково Гущиной Анастасии Александровны и Уколовой Федосьи Никитичны (все факты относятся к дореволюционному периоду), можно составить некоторое собирательное повествование об этих экскурсиях: “В пещеры водил отец монах. Копеечку положишь в кружечку и ведет. Сам впереди, мы за ним, в одной руке свеча толщиной в три пальца, другой держишься за сарафан или рубаху впередиидущего. Одна отпустила и отстала. Монах и кричит: - Стойте на месте, поведу другую артель и возьму.
Перед образами останавливались и молились. В одном месте окно небольшое было с цветным стеклом, за ним видно как бежит вода - метрах в пяти.
- Отец монах, что это там? - Саровка течет.
Сам проход песчаный, шириной в метр, высота в рост человека. Монахи сказывали - рыл его князь Сараклыч. От основного хода были ответвления, на некоторых были двери. В одной из келий, что под соборной площадью, на деревянном столе лежали металлические вериги, желающие могли их приложить к своему телу. Влажности большой не ощущалось, воздуха хватало всем.”
В качестве предположения, хочу сказать – эта подземная коммуникация была сделана в начале Х1Х века, и комплекс “Ближняя пустынка” выполнял роль сторожевого поста у тайного хода.
Возвращаясь в 18 век надо сказать, что пещерная церковь простояла без священослужения около 50 лет. В августе 1778 года в Саровской пустыне произошла знаменательная встреча, которая дала новую жизнь многострадальному храму. Участниками встречи были - епископ Владимирский Иероним, приехавший на освящение Успенского собора и Пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев, отец известного путешественника. Обходя территорию монастыря они спустились и в пещерные катакомбы, где обнаружили, что от сырости престол церкви разрушился. Видя такое прискорбное состояние Святой церкви, они приняли “...в разсуждение чтоб паки ее возобновить и учинить нетлеющей.”
Два года было затрачено на ремонт, вывод вентиляционной шахты. Н. А. Радищев выписал для вновь созидающейся церкви из Санкт-Петербурга доску на престол из мрамора, епископ Иероним пожертвовал одеяния на святой престол, строитель с братией изготовили иконостас, на котором иконы и царские двери были выкованы из листового железа. Письмо на иконах было выполнено масляными красками. Иконостас украшен был херувимами из железа “...по местам вызолоченные” . День освящения был назначен на 15 августа 1780 года. Расчет был сделан на то, что в храмовый праздник Успения Божией Матери будет большое стечение богомольцев и тем торжественнее пройдет церемония. Так и произошло. При большом стечении народа епископ Иероним, сразу по прибытии в Саровскую обитель, в 9 часов утра облачился в святые одежды и начал богослужение в Успенском соборе следующую к освящению храма. “И учинил преосвященнейший большую процессию крестное хождение круг всей обители. Священный антиминс несли два архимандрита, а за ними следовал преосвященнейший с посохом” . Процессия начала свой путь вдоль берега реки Саровки, на всем протяжении до входа в пещеры дорога была окропляема святой водой. Священный антиминс был “взнесен” в пещеры и началось действие освящения, после которого во вновь освященной церкви был оставлен иеромонах Питирим, для “исправления” святой литургии, а епископ Иероним закончил крестный ход вдоль берега реки Сатиса.
С этого момента начинается активное использование пещерной церкви в общем богослужебном процессе. Но надо полагать, что каждые 30-40 лет проводились ремонтные работы, после которых происходило новое освящение храма.
О ходе богослужения в подземной церкви известно - до 1852 года вторая ранняя литургия по зимам правилась в пещерной церкви, и для удобства, в 1812 году о. Нифонтом была построена лестница от угла северо-восточной башни к устью пещер, из камня, добывавшегося в каменоломнях с. Пурдошки. Некоторое время спустя лестничный сход сделали крытым - для убережения от снежных заносов .
“В церкви пещерной, как и в Преображенской... каждую субботу, кроме бдений и праздников великих, после ранней литургии отправляется панихида - служащим иеромонахом о благотворителях числящихся по таблице при оной церкви находящейся.” И, конечно, обязательным было празднование Собора всех Киевопечерских чудотворцев 28 августа. В этот день было бдение и литургия. Подсвечники и аналой для проведения служб использовались из храма Иоанна Предтечи.
О том, что видели наши предки при посещении пещерной церкви, можно судить по описанию составленному в 1854 году . Паломников, вступавших в устье подземных галерей, встречал образ Божией Матери написанный маслом на железе, мерою в 1 аршин. Далее при разделении ходов по пещерам располагалась икона Святителя Николая, на доске. Перед входом в церковь на левой стене - три иконы размером в 1 аршин - Двунадесятые праздники, Дмитрия митрополита Ростовского и Антония с Феодосием Киевопечерских. При входе в саму церковь перед богомольцами вставали два каменных столпа, поддерживающие своды храма. На правом располагалась икона Спасителя, на левом Божией Матери, написанные маслом по железу, в киотах железных, окрашенных голубою краской. Перед ними всегда горели две медные лампады.
За столпами располагался предалтарный иконостас, освещаемый еще четырьмя лампадами. Левый верхний угол иконостаса был немного срезан сводом пещеры, а сам подбор икон - довольно редкий - заслуживает описания.
Все они выполнены на железе, в греческой манере. По правую сторону Царских дверей иконы размером в 1,5 аршина. Первая икона Господа Вседержителя, вторая - Печерской Божией Матери со всеми Киевопечерскими чудотворцами. Третья - на южной двери - преподобного Иоанна многострадального. Вверху , над этими иконами, в трех клеймах, вылитых из олова и окрашенных желтою краской иконы святых Апостолов: в первом - Симона Зилота и Иуды, во втором - Филиппа и Андрея, в третьем Иакова и Матвея.
Внизу, в трех тумбах, изображены - преподобный Антоний молящийся в пещере, преподобный Феодосий в пещере и икона Опаление змием головы преподобного Иоанна - многострадального. По левую сторону от Царских дверей иконы той же меры и письма. Первая - Божия Матерь с “предвечным младенцем”. Вторая - Николая чудотворца, Андрея Критского и преподобного Феофана.
На северной двери икона преподобного Пимена многоболезненного.
Вверху в двух клеймах оловянных изображены Апостолы: в первом Петр и Иаков, во втором Павел и Иоанн. Внизу в трех тумбах три иконы - Марка гробокопателя, преподобного Иеремии, молящегося в пещере и пострижение Ангелом в схиму преподобного Пимена многоболезненного.
Входя мысленно в алтарь “...в котором Святой престол каменный меры 1 аршин 6 вершков, верхняя доска мраморная, срачица - полотняная. На престоле Св. Антиминс атласный священнодействован 2-го мая 1820 года – за подписанием Преосвященного Ионы Епископа Тамбовского и Шацкого .“
Это уже пятое освящение, документально доказанное и, можно предположить, что их было семь или восемь. Само подписание Антиминса проходило в 1820 году в г. Тамбове, так как в списке посещений Саровской обители епископами - год 1820 и 1821 пропущены.
“Над престолом сень из листового железа в раме железной же с изображением господа Саваофа работы живописной. Жертвенник каменный меры 1 аршин 7 вершков.” За престолом икона Успения Божией Матери, за жертвенником Господа Вседержителя, обе размером по 1 аршину, выполнены на железе. Все эти иконы представлены в иконостасном ряду не случайно. В Киево - Печерском монастыре, в Антониевой и Феодосиевой пещерах находятся мощи ста восьмидесяти святых , многие из которых известны лишь по именам (есть и безымянные). Иоанн Многострадальный, Пимен Многоболезненный, Марк Гробокопатель - это представители Киевопечерского патерика - свода жизнеописаний подвижников - аскетов. Житийные иконы этих святых очень напоминают нам терпеливость Первоначальника Иоанна, огненные испытания строителя Дорофея и многоболезненность преподобного Серафима. История повторяется – значит, история продолжается, и, надеюсь, очередное освящение еще впереди.