Главная
Городская власть
Официальные документы
Внешняя деятельность
Наш город

г.Саров, официальный информационно-справочный сайт
www.sarov.nnov.ruВы просматриваете неофициальную копию закрытого сайта.
НОВОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новости губернии
Городские новости
Выступления и интервью
Единый информационный день
СМИ о Сарове
Доска объявлений
ИНФОРМАЦИЯ
План работы думы
План мероприятий Главы города и его заместителей
Выборы-2010
Муниципальный заказ
Публичные слушания
Межведомственная комиссия
Муниципальная служба
Противодействие коррупции
Обращения к Главе города
Результаты проверок
ОПРОС ГОРОЖАН
"Моя милиция меня бережет". Вы согласны с этой крылатой фразой?
Нет 69.9%
Да 16.9%
Не знаю, что ответить 13.3%
Всего голосов: 83
РАЗНОЕ
Саровский отдел Росрегистрации
О сайте
Архив
КОНТАКТЫ
Городская дума, г. Саров
Адрес: 607188, г.Саров Нижегородской области, пр. Ленина, 20а.
Телефон: (83130) 9-77-73
ПОИСК

На сайте
В интернете
ССЫЛКИ
ЗАТО г.Саров:
РФЯЦ-ВНИИЭФ
Администрация г. Сарова
Экологический сайт г. Сарова
Департамент по делам молодежи и спорта
УВД


Сайты городов ЗАТО:
г. Железногорск, Красноярский край
г. Заречный, Пензенская область
г. Зеленогорск, Красноярский край
г. Лесной, Свердловская обл.
г. Новоуральск, Свердловская обл.
г. Озерск, Челябинская область
г. Северск, Томская обл.
г. Снежинск, Челябинская обл.
г. Трехгорный, Челябинская обл.


Областная власть:





Информационный портал государственных и муниципальных услуг
300 ЛЕТ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ

19.07.2006: 
Анатолий АГАПОВ: ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЯ

После канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году Саровская пустынь стала знаменитой на всю Россию. Со всех уголков богомольцы шли в Сэров, чтобы поклониться великому заступнику Земли Русской. Ежедневно тысячи людей посещали обитель. Строились новые гостиницы, обустраивались места, связанные с именем преподобного.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200 лет своего существования. Это был большой праздник, на который съехалось много гостей. Саровская пустынь стала общепризнанной святыней России, вторым Иерусалимом.

В 1914 году началась Первая мировая война. Это сказалось и на жизни монастыря. Саровская обитель посильно помогала фронту, снаряжая послушников в действующую армию, отправляя посылки с теплыми вещами. Всего на фронт ушло около ста человек. Были среди них убитые, были раненые.

После окончания мировой войны поток богомольцев резко уменьшился, но все равно Саровскую пустынь посещало две-три тысячи человек в день. Она продолжала быть важнейшим духовным центром, куда стремились попасть православные со всей России.

Октябрьская революция имела свои последствия для монастырской жизни. Из города Темникова в Сэров прибывает инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать здесь трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако земельный отдел города Темникова посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

Началось разрушение монастыря. В сентябре 1918 года в обитель приехала опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. В декабре начались обыски по кельям с изъятием имеющихся ценностей, но «предметы культа» пока еще не трогали.

В монастырских делах того времени фиксировалось все, что вывозилось: драгоценности, мебель, скот, настенные звонки, ведра, карандаши. Еще жила у монахов надежда, что могут возвратиться старые времена и монастырь вновь возродится. Но уже шла директива о составлении подробных описей «предметов культа, содержащих серебро и золото».

Вслед за этим началась всероссийская кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых.

Для православных людей мощи важнее икон, ведь без частиц мощей святого, зашитых в антиминс (освященный плат, расстилаемый на престоле) невозможно в церкви служить литургию.
В ноябре 1920 года на IX съезде Советов города Темникова было принято решение о вскрытии мощей преподобного Серафима Саровского. Создали и специальную комиссию в количестве 157 человек.

17 ноября 1920 года комиссия собралась в монастыре. Председатель комиссии огласил решение о вскрытии мощей. Несмотря на протесты верующих и священнослужителей, вскрытие раки с мощами преподобного старца началось. Чтобы избежать прикосновения к мощам рук безбожников, вскрывали мощи два иеромонаха - отец Маркелин, долго хранивший раку с мощами, и отец Руфин (в будущем он станет на короткое время настоятелем монастыря).

Отец Маркелин открыл гробницу, и перед глазами оказалась фигура «...в виде очертания человеческого тела». После вскрытия мощи святого старца Серафима закрыли стеклянной рамой и выставили на обозрение.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены. Один из последних настоятелей монастыря игумен Руфин так описал состояние обители: «Осталось 160 человек, в основном престарелые, больные, увечные, слепые и хромые, которые не могут трудом добыть себе пропитание. Осталась одна надежда - на милосердие православных христиан». Игумен Руфин отправляет монахов на сбор пожертвований, необходимых для пропитания братии.

В апреле 1922 года в Темниковском уезде была образована комиссия по изъятию церковных ценностей. В первый приезд комиссии в Сэров было изъято девять килограммов жемчуга и 150 килограммов серебра. Но многие ценности еще остались на своем месте.

Вторая кампания по изъятию ценностей Саровской пустыни началась 30 июня 1922 года. При этом количество изъятого было значительно больше, чем в первый раз. Из монастыря было вывезено более 700 килограммов серебра, кроме того было изъято золото, жемчуг, алмазы, бриллианты. Но комиссия пришла к выводу, «...что в Сарове не все имущество налицо, есть основания думать, что часть имущества там спрятана». Так начались легенды о скрывающихся в Саровской земле кладах, которые продолжают жить и доселе.

Но, несмотря ни на что, монастырь остался в глазах верующих святыней, религиозным центром. В 1923 году он напрямую стал подчиняться опальному патриарху Тихону.

К концу 1925 года из-за возрастающего влияния на округу Саровский монастырь было решено закрыть. В январе 1926 года органами ОГПУ разрабатывается план ликвидации монастыря. Упразднить монастырь решили зимой, когда невелик наплыв паломников. Затруднения возникли с мощами. Предполагалось передать мощи в Пензу, в Союз безбожников, или же группе церковников-обновленцев.

Шла подготовка к ликвидации, а Саровский монастырь праздновал двадцать третью годовщину канонизации преподобного Серафима. В Саров приехало около 11 тысяч паломников из многих городов России. Это было связано с тем, что уже чуть ли не все монастыри России были закрыты, остался действующим лишь Саровский монастырь.

В августе 1926 года из Сарова забрали игумена Руфина, отца Маркелина, отца Леонида, отца Иерофея, отца Макария. Монастырь обезглавили.

В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Оставшееся имущество и строения были переданы в введение Нижегородского управления НКВД.
В эти годы по всей России было огромное количество беспризорных детей, их собирали по всей стране, и отправляли во вновь открытые детские коммуны. На базе бывшего Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. Она просуществовала три года.

Житель нашего города, бывший колонист, как он себя называл, так описывал это время.
Он остался сиротой. На одном из вокзалов его задержали чекисты и отправили в Саровскую колонию для беспризорных. Везли их в товарных вагонах. Из Москвы до Арзамаса добирались десять суток. В Арзамасе из состава выгрузили примерно полторы тысячи детей и подростков и под вооруженной охраной с собаками отправили в Сэров.

Добирались до Сарова два дня. Встретил их начальник колонии Пазин Федор Михайлович в кубанке и с маузером на боку. На территории монастыря еще продолжали жить монахи. В детскую колонию были завезены станки и инструменты, и под руководством павловских мастеров было налажено производство. Делали ножи, бритвы, ногтечистки. Затем в колонии были запущены деревообрабатывающий, слесарный и токарный участки.

В колонии был клуб, где ставились спектакли, а роли, мужские и женские, играли сами колонисты. Они занимались спортом и даже совершили лыжный пробег из Сарова в Москву.

Прототипы героев первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь» жили в Саровской колонии. В 1930 году ее воспитанники сами вели узкоколейку от станции Шатки до Сарова. 


                         В ожидании встречного


                         Узкоколейка в Саров


Мустафа, татарский парнишка небольшого роста, имел огромное влияние на колонистов. Его слово было «закон» и воспитатели не могли заставить ребят работать без его команды. В реальности жизнь Мустафы трагична, как и в кинофильме. На месте кладбища, где он был похоронен, сейчас стоит кинотеатр «Октябрь».

По воспоминаниям монахини Серафимо-Дивеевского монастыря, колонисты или, как их называли местные жители, «галахи» вскрывали склепы, где были похоронены монахи, и глумились над еще сохранившимися телами.

В ноябре 1931 года трудовая коммуна в Сарове была закрыта. Основная масса подросших ребят была направлена на Горьковский автозавод.

После детской колонии силами НКВД в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. Силами заключенных была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Поселок получал электроэнергию от собственной электростанции, а насосная станция обеспечивала теплой водой поселок и лагерь. Как и монастырь, колония жила в автономном режиме. Позже в поселке был построен специальный цех для производства спортинвентаря - коньков и санок.

В ноябре 1938 года исправительную колонию ликвидировали. Ее основные средства передали в Народный комиссариат машиностроения. На базе зданий и сооружений колонии был организован машиностроительный завод по производству кузнечно-прессового оборудования. Построили литейный цех с вагранкой и печью для цветного литья. Затем завод передали в наркомат боеприпасов для производства осколочно-фугасных снарядов. Завод стал оборонным предприятием, и ему присвоили номерной индекс «Союзный завод 550».

Во время войны завод значительно расширился за счет станков эвакуированных предприятий, здесь были построены поточные линии по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции - комплектов деталей к снарядам М13 для реактивных минометов «Катюша». Саровский машиностроительный завод поставлял эту продукцию в Горький на завод «Красное Сормово» для окончательной сборки снарядов. В военное время завод работал круглосуточно в две смены по 12 часов каждая. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и дети. Заготовки для снарядов были тяжелые, их вес доходил до 50 кг. Тогда главный инженер завода Н. А. Петров изобрел «механическую руку», позволяющую женщинам и детям устанавливать тяжелые заготовки на станки и снимать их. Это было тяжелое, но героическое время. Все делалось для фронта, все для Победы.

После войны завод перешел на мирную продукцию. Он производил прессы. Изготовление боеприпасов было прекращено. Завод входил в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Основные производства военного назначения были законсервированы.

Весной 1946 года руководство страны стало решать вопрос о размещении «объекта» по созданию первой советской атомной бомбы.

 
 © 2005–2011. При перепечатке ссылка обязательна. Дизайн разработан группой компаний "2 Аякса", Саров.